Приложение
№1
к приказу
от 18.03.2014 г. №90
ПОЛОЖЕНИЕ
об учебном
кабинете
1.
Общие положения
1.1.Настоящее
положение разработано в соответствии
с гигиеническими требованиями к условиям
обучения в ОУ (СанПиН 2.4.2. 2821 – 10).
1.2. Учебный
кабинет — это учебное помещение школы,
оснащенное наглядными пособиями, учебным
оборудованием, мебелью и техническими
средствами обучения, в котором
проводится учебная, факультативная и
внеклассная работа с учащимися в полном
соответствии с действующими государственными
образовательными стандартами, учебными
планами и программами, а также методическая
работа по предмету с целью повышения
эффективности и результативности
образовательного процесса.
1.3.
Обучающиеся I ступени обучаются в
закрепленных за каждым классом учебных
помещениях.
1.4.
Занятия в
учебном кабинете проводятся в соответствии
с действующим расписанием занятий и
внеурочной деятельностью
1.5.Правила
пользования учебным кабинетом:
-
кабинет должен быть открыт за 10 минут
до начала занятий;
-
учитель должен проверить кабинет на
наличие посторонних предметов, только
при отсутствии их запускать учащихся
в класс;
-
обучающиеся должны находиться в кабинете
только в присутствии учителя;
-
кабинет должен проветриваться каждую
перемену;
-
учитель должен организовывать уборку
кабинета по окончании занятий в нем.
1.6.
Учебные кабинеты функционируют с учетом
специфики общеобразовательного
учреждения в целях создания оптимальных
условий для выполнения современных
требований к организации образовательного
процесса.
1.7.
Оборудование учебного кабинета должно
позволять вести безопасное и эффективное
преподавание предмета при всем
разнообразии методических приемов и
педагогических интересов учителей.
2.
Организация
деятельности ответственного за учебный
кабинет (лабораторию).
2.1.
Ответственный за учебный кабинет
назначается приказом директора школы..
2.2.
Ответственный за учебный кабинет
обязан:
анализировать
состояние учебно-материального оснащения
кабинета не реже чем раз в год;
планировать
и организовывать систему мер, направленных
на обеспечение кабинета необходимым
оборудованием согласно учебным
программам и установленным нормативам;
составлять
план развития и работы кабинета на
текущий учебный год и следить за его
выполнением;
содержать
кабинет в соответствии с
санитарно-гигиеническими требованиями,
предъявляемыми к предметному кабинету;
принимать
меры по обеспечению кабинета материалами
и необходимой учебно-методической
документацией, инструкциями и т. д.;
вести
учет имеющегося оборудования в кабинете
(лаборатории);
обеспечивать
сохранность имущества кабинета и
надлежащий уход за ним;
обеспечивать
соблюдение правил охраны труда и техники
безопасности, правил поведения учащихся
и преподавателей в кабинете, проводить
и учитывать соответствующие инструктажи
с учащимися с последующими отметками
в журнале;
организовывать
внеаудиторную работу по предмету
(консультации, дополнительные занятия
и др.), отражать ее в расписании работы
кабинета ;
способствовать
созданию банка творческих работ
обучающихся в учебном кабинете.
2.3.
Ответственный за
кабинет (лабораторию) имеет право:
ставить
перед администрацией вопросы по
совершенствованию оборудования
кабинета;
ходатайствовать
о поощрении или наказании отдельных
учащихся и преподавателей, работающих
в данном учебном кабинете.
3.
Организация
деятельности учителя-предметника в
учебном кабинете.
3.1.
Общие
требования
к учебному кабинету.
3.1.1.
В учебном кабинете должна находиться
следующая законодательная и нормативная
документация (в бумажном и электронном
виде):
• Закон
РФ «Об образовании» от
29.12 2012 г. № 273-ФЗ;
• Типовое
положение о специальном (коррекционном)
образовательном учреждении для
обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья (в редакции
Постановления Правительства РФ от
10.03.2000 г. № 212 от 23.12.2002 г. № 919, от 01.02.2005г.
№ 49);
• Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных
учреждениях» ( с изменениями на 29.06.2011
г.) (СанПиН 2.4.2. 2821 – 10);
• Государственный
образовательный стандарт по
предметам
по профилю кабинета;
• Устав
образовательного учреждения;
• Правила
поведения для учащихся;
• Паспорт
кабинета, содержащий:
— договор
о полной материальной ответственности
(при необходимости);
— перечень
мебели;
— перечень
технических средств обучения;
— перечень
оборудования, приспособлений и
инструментов;
— перечень
дидактических материалов;
— каталог
библиотеки кабинета;
— акт
готовности
к учебному
году;
— инструкции
по охране труда;
— план
эвакуации;
— график
работы кабинета;
— ведомость
приемки кабинета.
3.1.2.
В соответствии с требованиями кабинет
должен быть оснащен:
рабочим
местом преподавателя и учащихся;
мебелью,
соответствующей требованиям СТБ;
классной
доской, указкой и приспособлением для
размещения таблиц, карт и схем;
аудиовизуальными
средствами обучения (при необходимости);
приборами
и оборудованием для выполнения
лабораторных и практических работ (при
необходимости);
предметными
стендами;
государственной
символикой.
3.1.3.
Учебный кабинет должен соответствовать
санитарно-гигиеническим требованиям
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 (к отделочным материалам;
составу, размерам и размещению мебели
;
воздушно-тепловому режиму; режиму
естественного и искусственного освещения)
и Правилам
противопожарного режима в Российской
Федерации (утв. постановлением
Правительства РФ от 25 апреля 2012 г.
№ 390).
3.1.4.
Учебный кабинет должен быть обеспечен
первичными средствами
пожаротушения и аптечкой для оказания
доврачебной помощи (только
специальные кабинеты).
3.1.5.
Предметный кабинет должен соответствовать
санитарно-гигиеническим требованиям
и требованиям по охране труда, предъявляемым
к учебным помещениям.
3.1.6.
В кабинете должны быть в наличии:
график
проветривания;
аптечка
с перечнем медикаментов (при необходимости);
инструкции
по охране труда;
правила
поведения учащихся в школе;
план
эвакуации;
журнал
инструктажа учащихся по охране труда.
3.2.
Общие требования к оформлению учебного
кабинета.
3.2.1.
Оформление учебного кабинета должно
быть осуществлено в едином стиле с
учетом эстетических принципов.
Оформление
кабинета:
Оптимальность
организации пространства кабинета:
места
педагога,
ученических
мест,
Наличие
постоянных и сменных учебно-информационных
стендов:
рекомендации
по выполнению домашних работ,
рекомендации
по подготовке к различным формам
учебно-познавательной деятельности
(практикум, семинар, лабораторная работа,
тестирование, зачет, собеседование,
экзамен).
3.2.2. При
проектировании кабинета должны быть
соблюдены следующие принципы
дизайна:
комплексность
проектирования, которая предполагает
одновременное решение органического
сочетания инженерного, экономического
и художественного конструирования;
функциональность
учебно-наглядных пособий, дидактических
и технических средств обучения;
эстетическая
выразительность, целесообразность
предметных форм, пропорциональность,
масштабность, гармоничность всего
имеющегося в кабинете;
учет
окружающей среды и конкретных условий;
единство
формы и содержания;
информационная
выразительность всех элементов и
интерьеров;
3.2.3.
Занятия в учебном кабинете должны
служить формированию у учащихся:
• современной
картины мира;
• общеучебных
умений и навыков;
• обобщенного
способа учебной, познавательной,
коммуникативной и практической
деятельности;
• потребности
в непрерывном, самостоятельном и
творческом подходе к овладению новыми
знаниями;
• ключевых
компетенций — готовности учащихся
использовать полученные общие знания,
умения и способности в реальной жизни
для решения практических задач;
• теоретического
мышления, памяти, воображения;
воспитанию
учащихся, направленному на формирование
у них коммуникабельности и толерантности.
3.3.
Требования к учебно-методическому
обеспечению кабинета.
Учебный
кабинет должен быть укомплектован
учебным и компьютерным оборудованием,
необходимым для выполнения учебных
программ, реализуемых школой .
3.3.1.
Учебный кабинет должен быть обеспечен
учебниками, дидактическим и раздаточным
материалом, необходимым для выполнения
учебных программ, реализуемых школой.
3.3.2.
В учебном кабинете в открытом доступе
должны находиться материалы, содержащие
минимально необходимое содержание
образования и требования к уровню
обязательной подготовки (стандарта
образования);
образцы
контрольно-измерительных материалов
(КИМ) для определения усвоения требований
образовательного стандарта.
3.3.3.
Учебный кабинет должен быть обеспечен
комплектом типовых заданий, тестов,
контрольных работ для диагностики
выполнения требований базового уровня
образовательного стандарта.
3.3.4.
На стендах в учебном кабинете должны
быть размещены:
• требования
образовательного стандарта по профилю
кабинета;
• требования,
образцы оформления различного вида
работ (лабораторных, творческих,
контрольных, самостоятельных и т.п.) и
их анализ;
• рекомендации
по организации и выполнению домашних
заданий;
• рекомендации
по подготовке к различным формам
диагностики;
• требования
по охране труда.
3.3.5.
В кабинете должны быть в наличии:
тематические
разработки занятий;
дидактический
и раздаточный материал;
материалы
для организации контроля знаний и
самостоятельной работы учащихся;
демонстрационные
материалы;
творческие
работы учащихся (рефераты, проекты,
модели, рисунки) (при необходимости);
учебно-методическая
и справочная литература по дисциплине;
библиографическая
картотека по дисциплине;
картотека
дидактических материалов;
оборудование
и методические разработки для проведения
лабораторного практикума (для
лабораторий).
Дизайн и
эргономика оборудования кабинета.
Создавая
кабинет, нужно ориентироваться на
соответствие каждого предмета в нем
современным требованиям, добиваться,
чтобы оборудование в целом и каждый его
элемент имели прогрессивные технические,
эксплуатационные и потребительские
свойства, высокие показатели надежности,
долговечности и вместе с тем обладали
технологичностью, отвечали техническим
требованиям и санитарно-гигиеническим
нормам.
Процесс
обучения прямо зависит от его технической
(методической, дидактической) оснащенности,
поэтому создание полноценной многоплановой
базы является важнейшим условием
организации учебно-воспитательного
процесса.
В кабинете
не должно быть ничего лишнего, отвлекающего
внимание учащихся,
излишнего украшательства. Необходимо,
чтобы он удовлетворял требованиям
производственной эстетики, выглядел
строго, но красиво и уютно, чтобы у
учащихся, занимающихся в нем, создавалось
хорошее рабочее настроение. Сущность
изучаемой дисциплины должна отражаться
соответствующим настенным оформлением
и содержанием профессиональной
подготовки.
Кабинет
должен иметь дидактическую направленность
оборудования, методические фонды,
дидактические обучающие комплекты,
обеспечивающие профессиональную
направленность преподавания.
Создание
специализированного кабинета является
длительным процессом. Главное здесь -
обеспечить этапность работы по разным
направлениям одновременно.
Кабинет
должен быть оформлен и оснащен так,
чтобы учащиеся имели возможность
оперативного и постоянного общения с
большим количеством дидактических
материалов как структурных составляющих
сценария конкретного учебного занятия.
Это стимулирует интерес к дисциплине,
активизирует мыслительную деятельность,
развивает самостоятельность и творческое
мышление учащихся.
Все
учебно-наглядные пособия нужно
систематизировать и хранить в специальных
секционных шкафах, а плакаты - в
плакатницах. Каждая группа наглядных
пособий должна находиться в определенной
секции, которые располагаются в порядке
программного материала дисциплины. На
имеющиеся кинофильмы составляют
каталоги. Каждый фильм должен находиться
строго в своем месте секционного
методического шкафа препараторской,
тогда время на их поиск не требуется.
Преподаватель
должен иметь под рукой все, что необходимо
для подготовки очередного занятия:
учебные программы, учебники, методические
пособия, задачники, стандарты, справочники,
журналы, специальную и научную литературу.
Таким образом, учебный кабинет должен
обеспечить максимальную экономию
времени, связанную с затратами на
подготовку к занятию. В кабинете все
должно иметь свое место. Все пособия
систематизированы, рационально размещены,
скомплектованы по служебному назначению,
функциональным признакам.
Приложение
№2
к приказу
от 18.03.2014 г. №90
ПАСПОРТ
УЧЕБНОГО
КАБИНЕТА
______________ №
______
Ответственный
за кабинет:
учитель________________
класс__________________
Общая
площадь-_________
Количество
посадочных
мест-________
Наличие
лаборантской____
Содержание:
План-размещение
кабинета.
Основные
требования к кабинету.
Положение
об учебном кабинете.
Правила
пользования кабинетом.
Акт
готовности кабинета к учебному году.
Оценка
состояния кабинета.
Анализ
работы кабинета за истекший год.
Задачи
работы на текущий год.
План
работы кабинета на текущий учебный
год.
График
работы кабинета
(с учетом
индивидуальных занятий, классных часов
и т.д.)
Журнал
регистрации инструктажа с учащимися.
Опись
имущества (мебель, техника).
13. Наименование
электронных образовательных изданий
(если имеются).
14. Наименование
печатных изданий.
15. Оборудование
к лабораторным и демонстрационным
работам (если имеются).
Акт
готовности кабинета
к
учебному году
|
I
четверть
|
II
четверть
|
III
четверть
|
IV
четверть
|
Документация
|
Паспорт
|
|
|
|
|
Инструкции
по охране труда
|
|
|
|
|
2.
Учебно-методическое обеспечение
|
Учебное
оборудование
|
|
|
|
|
Учебно-методический
комплекс
|
|
|
|
|
ТСО
|
|
|
|
|
Дидактический
материал
|
|
|
|
|
Тесты
|
|
|
|
|
Видеозаписи
|
|
|
|
|
Таблицы
|
|
|
|
|
Учебники
|
|
|
|
|
Оценка
состояния кабинета
Соблюдение
основных норм
-
|
I
четверть
|
II
четверть
|
III
четверть
|
IV
четверть
|
Соблюдение:
-
правил по охране труда.
-
санитарно-гигиенических норм
-
норм освещенности
|
|
|
|
|
Состояние
мебели
|
|
|
|
|
2.
Оценка кабинета по итогам проверки
готовности к новому учебному году
-
Учебный
год
|
Оценка
|
Замечания
|
комиссия
|
Директор
|
Зам
директора по УВР
|
Завхоз
|
Специалист
по охране труда
|
|
|
|
|
|
|
|
План
работы кабинета на
___________
учебный год
-
Мероприятие
|
Срок
|
Ответственный
|
|
|
|