Средства
обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а
также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе
в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и
обучающихся для достижения поставленных
целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая
современная типология подразделяет средства обучения и воспитания на
следующие виды:
·
Печатные (учебники и учебные пособия,
книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал)
·
Электронные образовательные ресурсы
(образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные
ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)
·
Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы,
видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых
носителях)
·
Наглядные плоскостные (плакаты, карты
настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
·
Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты,
стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
·
Учебные приборы (компас, барометр, колбы и
т.д.)
· Тренажеры
и спортивное оборудование.
Общая
дидактическая роль средств обучения
Средства обучения
наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного
процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного
учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства
обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели,
содержание, формы, методы.
Наиболее
эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные
и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы).
Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее
эффективным средством обучения и воспитания. Термином multimedia (что в
пеpеводе с английского означает «многосpедность») опpеделяется инфоpмационная
технология на основе пpогpаммно – аппаpатного комплекса, имеющего ядpо в виде
компьютеpа со сpедствами подключения к нему аудио- и видеотехники.
Мультимедиатехнология позволяет обеспечить пpи решении задач автоматизации
интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с тpадиционными
для нашего воспpиятия средствами пpедставления звуковой и видеоинфоpмации,
для синтеза тpех стихий (звука, текста и гpафики, живого видео).
Принципы
использования средств обучения
·
учет возрастных и психологических особенностей
обучающихся
·
гармоничное использование разнообразных
средств обучения: традиционных и современных для комплексного,
целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через
визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных
целях
·
учет дидактических целей и принципов дидактики
(принципа наглядности, доступности и т.д.)
·
сотворчество педагога и обучающегося
· приоритет
правил безопасности в использовании средств обучения.
Развитие средств
обучения в современной школе
определяется общим развитием учебной техники. Появление интерактивных
досок, компьютерной техники, новейших средств воспроизведения цифровых
носителей, развитие сети Интернет в образовательных учреждениях сильно
изменило и требования к разработке средств обучения. Подключение в рамках
Приоритетного национального проекта «Образование» общеобразовательных учреждений к сети
Интернет потребовало ускорить пополнение образовательных интернет – ресурсов
и актуализировать весь арсенал средств обучения. Одной из задач современной
дидактики является использование потенциала средств доставки и учебной
техники в использовании средств обучения.
|